Девочки-лохудры
Распустили кудры,
Напудрили лобики
И сидят, как Бобики.
Ст. 17.3 КРФоАП предусматривает ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленных в суде правил поведения.
Вот только эти правила поведения в суде законодателем не установлены (за исключением скромного перечня правил поведения в судебном заседании, установленных статьями 257 УПК РФ, 154 АПК РФ, 158 ГПК РФ: вставать при обращении к суду, обращаться к суду «Уважаемый суд» или «Ваша честь», не производить без разрешения суда видео и киносъемку).
А потому мировые судьи и председатели судов, полагая, что этого перечня явно недостаточно для обеспечения нормального порядка в суде (кстати, за рамками судебного заседания, эти правила вообще не применимы), самостоятельно разрабатывают и утверждают собственные правила поведения в судебном участке (районном, областном и т.п. судах).
Однако такие Правила не являются объектом охраны ч.1 ст.17.3 КоАП РФ, поскольку последняя понимает под ними правила, установленные органом власти, имеющим на это соответствующие полномочия.
Из содержания утвержденных мировыми судьями (председателями судов) Правил поведения в судебных участках (судах) следует, что они распространяются на любое физическое лицо, временно находящееся в здании судебного участка (или суда), т.е. распространяются на неограниченный круг лиц, и рассчитаны на неоднократное применение, а потому носят нормативный характер. Однако издавать нормативные акты в РФ могут только органы, имеющие законодательные полномочия (статьи 90, 94, 115 Конституции РФ), т.к. в РФ действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).
Судебная власть законодательными полномочиями не наделена (глава 7 Конституции РФ). Поэтому утверждение мировым судьей (председателем суда) Правил поведения в судебном участке (суде) содержит явные признаки преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), поскольку за нарушение выдуманных судьями (председателями судов) Правил потом реально судят посетителей судебных участков (судов), привлекая их к административной ответственности с наложением штрафа, а то и ареста.
Не нравится судьям, что установленные в гражданском, арбитражном и уголовных процессах правила поведения в судебном заседании не запрещают громко разговаривать, пусть обращаются с соответствующими предложениями в Государственную Думу РФ.
Законность распоряжений судьи или судебного пристава, о которой упоминается в ст. 17.3 КРоАП, подразумевает, что эти требования должны быть основаны на законе (т.е. на Правилах поведения в суде). Поэтому требования судей или судебных приставов, основанные на соблюдении иных правил поведения (не указанных в статьях 257 УПК РФ, 154 АПК РФ, 158 ГПК РФ), автоматически не отвечают критерию законности, исключают состав административного правонарушения по ст. 17.3 КРоАП и указывают на превышение должностных полномочий со стороны судей и судебных приставов.
Кстати, в административном процессе правил поведения в суде вообще никаких нет (так что можно избавить себя от неприятной необходимости вставать при обращении к судье и, кривить душой, называя его «уважаемый суд» или «Ваша честь»).
Чертовской Ф.Ф.
юридические услуги онлайн
style="border:0;" height="31" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />