Главное, чтобы костюмчик сидел





 
Аннотация: непродовольственный товар надлежащего качества, не бывший в употреблении, по требованию покупателя подлежит обмену на аналогичный (если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), даже  если утеряна или повреждена его упаковка

Рейтинг@Mail.ru


Некоторые хитромудрые продавцы отказывают в обмене непродовольственного товара, не бывшего в употреблении,  на аналогичный, если утеряна или повреждена его упаковка. Свой отказ продавец мотивирует одним из следующих оснований:

- упаковка товара является элементом его товарного вида;

-  на упаковке имелись фабричные ярлыки, пломбы, которые были нарушены при ее вскрытии;

- на упаковке (утерянной или поврежденной) имелась информация изготовителя (штрих-код производителя товара, описание его потребительских качеств и т.п.), которая могла бы пригодиться следующему покупателю.

В соответствии со ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.[1]

Т.е. закон допускает возврат товара надлежащего качества вообще без упаковки.

В соответствии с ч.1 ст.482 ГК РФ, в случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара.

В соответствии с ч.2 ст.481 ГК РФ, если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

Т.е. продавец упаковывает возвращенный покупателем товар в обычную для такого товара упаковку: (из ч.1 ст.482 ГК РФ вытекает, что эта упаковка по определению не может быть фабричной, поскольку речь идет о затаривании именно продавцом, а не изготовителем). Поэтому продавец, например, может запаковать товар в любой полиэтиленовый пакет, если товар изначально продавался в полиэтиленовом пакете.

Что касается информации, которая могла быть на утерянной (поврежденной) упаковке, то с этим тоже никаких проблем.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В соответствии с ч.3 этой же статьи, информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Т.е. сам продавец может или распечатать необходимую информацию (потребительские свойства, правила эксплуатации и т.п.) на листе бумаге или даже попросту «отксерить» эту информацию с этикеток, маркировок, ярлыков аналогичного товара и вложить ее в пакет с возвращенным покупателем товаром: лишь бы она была.

А такая информация как штрих-код производителя товара в ч.2 ст.10 указанного закона вообще не упоминается (она не обязательна).

Напомним, что ст.25 Закона «О защите прав потребителей» о необходимости сохранения упаковки вообще не упоминает: все перечисленное (товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки) привязано к слову «товар», а не к упаковке товара.

Т.е. указанные в ст.25 Закона «О защите прав потребителей» требования относятся к пломбам, фабричным ярлыкам, которые связаны непосредственно с самим товаром, а не с его упаковкой (например, заводские пломбы на корпусах электроприборов, нарушение которых позволяет судить о том, вскрывал ли потребитель прибор; или ярлыки, продетые через одежду, обувь, отсутствие которых позволяет предположить, что потребитель носил товар).

Распространение этого требования на упаковку товара означало бы фактическое аннулирование права потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества, предоставленного ст.25 указанного закона, поскольку без вскрытия упаковки невозможно определить подходит ли тебе товар по цвету, форме, габаритам, фасону и т.п. (а вскрыть упаковку, в свою очередь, невозможно без нарушения пломб и ярлыков на упаковке).

Иное толкование этой нормы означало бы, что ст.25 Закона «О защите прав потребителей» фактически не действует: продавец может легко лишить потребителя гарантированного законом права на обмен непродовольственного товара надлежащего качества, всего-навсего пломбируя многоразовую упаковку товара или выпуская его в одноразовой упаковке (нарушив копеечную упаковку, потребитель лишается права на обмен товара, стоимость которого превышает в сотни, а то и в тысячи раз стоимость упаковки).

Исходя из логического толкования, выражение «товарный вид» относится именно к виду товара без упаковки. Какой может быть товарный вид, например, у холодильника, упакованного в картонный ящик??? Мы что выбираем себе холодильник по красоте его упаковки: стоит ряд холодильников разных марок, упакованных в картонные коробки, а покупатель ходит между ними: «О, вот этот возьму: у него коробка самая солидная!»

Или когда одежду себе покупаем. Она же в магазине висит без упаковки, иначе под упаковкой товарный вид не разглядишь (покупатель просто пройдет мимо, даже не обратив внимания). Это уже потом продавец упакует одежду в пакет. Но пока мы ее выбираем, нам и дела нет до того, каким будет этот пакет.

Товарный вид нужен товару на витрине. Но никакой продавец не выставляет на витрину товар в упаковке.

Чертовской Ф.Ф.

Библиография:
[1] Закон о защите прав потребителей. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10106035/2/#block_200#ixzz3VXaFZXD5

юридические услуги онлайн


style="border:0;" height="31" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />

Visited 1 times, 1 visit(s) today
Прокрутить вверх
Сайт размещается на хостинге Спринтхост