Мы ребята удалые, ищем щели половые.
(Детская загадка).
В последние годы добиться признания судом незаконными действий (бездействия) следователя в порядке ст. 125 УПК РФ практически невозможно: он всегда оказывается прав, даже если все доказательства свидетельствуют об обратном (в лучшем случае подсуетится прокурор, отменив задним числом постановление следователя, чтобы суд не признавал действия последнего незаконными (иначе получится, что прокурор проглядел нарушение закона следователем и не исполнил свои обязанности по осуществлению надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственного органа)).
Но в тех редких случаях, когда это удается, некоторые следователи набираются наглости и обжалуют судебное постановление в апелляционном порядке.
Решение суда, конечно же, может быть незаконным или необоснованным. Но это еще не значит, что каждое незаконное решение может быть предметом рассмотрения в суде второй инстанции. Апелляционный (кассационный) суд, по смыслу ст.15 УПК РФ не может возбудить производство по незаконному постановлению суда 1-ой инстанции только на том основании, что оно незаконно. В противном случае вышестоящий суд тем самым обязательно нарушит конституционный принцип состязательности сторон (ч.3 ст.123), выступив или на стороне обвинения или на стороне защиты.
Апелляционное (кассационное) производство может быть возбуждено только на основании апелляционной (кассационной) жалобы. Но все дело в том, что апелляционную (кассационную) жалобу может подать только тот, кто имеет на это право. А такое право имеет строго ограниченный круг лиц (ст.389.1, ст. 401.2 УПК РФ).
Не может зевака, присутствовавший в судебном заседании подать жалобу на постановление суда на том основании, что оно незаконно: не дают ему такое право ст. 389.1 ист. 401.2 УПК РФ.
Прокурор и следователь участвуют в деле на стороне обвинения. Но по-разному: следователь только в досудебном производстве, а прокурор как в досудебном, так и в судебном. Следователь расследует уголовное дело, а прокурор поддерживает в суде обвинение и обжалует незаконные судебные акты.
Не может следователь прыгать через голову прокурора, беря на себя его полномочия. Следователь может обжаловать только постановления прокурора. И то не все, а лишь об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и о возвращении уголовного дела следователю (ст.38 и ст. 221 УПК РФ).
И не в суд, а только вышестоящему прокурору.
И только с согласия руководителя следственного органа.
Т.е. в вопросах обжалования процессуальных решений закон не рассматривает следователя в качестве самостоятельной фигуры даже в досудебном производстве, не говоря уже о судебном.
Только прокурор, осуществляя надзор за законностью правовых актов, может истребовать из суда любое дело (даже если он не принимал в нем участие), и, усмотрев, что постановление суда по нему является незаконным, обжаловать его ( ч.2 ст.36 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Пусть каждый занимается своим делом: следователь расследует, а прокурор обжалует незаконные судебные постановления.
Чертовской Ф.Ф.
юридические услуги онлайн